Коррекционная работа логопеда при моторной алалии проводится в раннем детском возрасте. Многие родители имеют ошибочное мнение, начиная занятия после пяти лет. Специалисты рекомендуют записаться к логопеду сразу после того, как малышу поставили диагноз. Своевременная коррекция позволит быстро избавиться от речевого дефекта, в то время как игнорирование проблемы может привести к возникновению новых. Например, психологи отмечают, что дети с недоразвитой речевой функцией более импульсивны и рассеяны.Логопед при моторной алалии

Особенности нарушения речи и ее коррекции

Дети отстают в развитии речи по следующим причинам:

  • патологии при беременности;
  • снижение функций артикуляционного аппарата;
  • ухудшение слуха;
  • отставание в общем развитии;
  • генетическая особенность;
  • недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей.

Во время коррекции речи может использоваться лекарственное лечение, но основой восстановительного процесса является работа психологов, педагогов и логопедов. Длительность коррекции зависит от интенсивности проведения занятий, сложности алалии и общего психологического состояния ребенка. Создав благоприятные условия для устранения дефекта, справиться с проблемами речи вполне возможно в период дошкольного возраста.

Классификация и основные характеристики заболевания

Алалия – это серьезное нарушение речи, спровоцированное поражением речевого центра мозга. Патология может развиваться в первые три года жизни или на этапе внутриутробного развития. Заболевание имеет следующие симптомы:

  • бедность лексикона;
  • позднее развитие речевой функции;
  • нарушение слоговой структуры;
  • полное отсутствие речи.

Пациент с такими симптомами нуждается в логопедическом и неврологическом обследовании. При лечении алалии используется метод восстановления речевых функций, лекарственные препараты. Комплексный подход включает развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов.

В медицинской практике встречаются следующие виды алалии:

  • сенсорная;
  • смешанная;
  • моторная.

Коррекция сенсомоторной алалии направлена на устранение дефектов коркового отдела, который отвечает за речь и слух. Задачей врачей является восстановление синтеза звуков и коркового анализа.

Часто встречаются ситуации, при которых ребенок может сохранять функции физического слуха, но не понимать речь людей

Причины развития алалии у детей

Алалия развивается у плода или ребенка по следующим причинам:

  • различные токсикозы;
  • травматизм плода во время беременности;
  • внутриутробные инфекции;
  • гипоксия;
  • преждевременные или скоротечные роды;
  • следствия применения акушерских инструментов.

В первые годы жизни риск возникновения патологии максимально высокий. Часто алалия сопровождается развитием других детских заболеваний. Пациенты, больные рахитом, менингитом, энцефалитом, попадают в зону риска. Операции, проведенные под общим наркозом, также могут привести к дефектам корковых центров речи.

Важная роль раннего лечения алалии

В дошкольном возрасте психика детей более гибкая, поэтому коррекция дефектов речевых центров в этот период особо эффективна. В раннем возрасте ребенок имеет больше шансов полноценно развить речевые функции и избавиться от проблем с восприятием звуков. При работе с малышами врачи используют игровой подход, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка. Пациентов не принуждают к каким-либо действиям. Эффективное лечение возможно только в том случае, если ребенок сам хочет выполнять задания логопеда.Занятие с логопедом при моторной алалии

В школьном возрасте шансы на полное восстановление существенно снижаются. При правильном лечении вполне возможно значительно улучшить ситуацию, но избавиться от всех симптомов вряд ли получится. Планирование логопедических занятий осуществляется с участием психологов и при необходимости физиологов.

Неблагоприятные факторы и отсутствие нормального социального развития могут стать причиной алалии. При дефиците речевого контакта риск развития этой патологии существенно возрастает. Чаще всего страдают дети из неблагополучных семей, чьи родители не уделяют должное внимание развитию речевых функций своего ребенка.

До трех лет основные функции центральной нервной системы формируются естественным путем. По мнению ученых, этот период жизни является оптимальным для работы с логопедами и психологами

Этапы формирования устной речи при алалии

Логопедическая работа при моторной алалии зависит от степени речевой недоразвитости. Индивидуальный подход является принципом. На первом сеансе логопед оценивает реальные навыки ребенка, а также перспективы улучшения речевой функции. При алалии наблюдаются следующие проблемы:

  • грамматические ошибки в речи;
  • дефекты в произношение отдельных звуков или целых звуковых групп;
  • бедность словарного запаса.

Несмотря на сложность в воспроизведении слов и предложений, понимание речи остается на нормальном уровне. В процессе лечения задания подаются с постепенным усложнением. На первых занятиях ребенок пытается выговорить отдельные слова. При окончании коррекции пациент должен уметь выговаривать целые фразы и предложения.

Однословное предложение

При сложных случаях алалии ребенок не может выговаривать даже отдельных слов. В данной ситуации психологический подход используется в обязательном порядке. Задачей логопеда является выработка в пациенте желания подражать взрослым. На этом этапе необходимо добиться любых голосовых реакций.

В некоторых случаях требуется и работать с развитием понимания. Иногда дети не идентифицируют обращенную к ним речь. Для достижения положительной динамики в лечении ребенку называют и показывают следующие объекты:

  • игрушки;
  • бытовые предметы;
  • части тела;
  • природные явления и предметы обихода;
  • типовые действия окружающих людей. Работа логопеда с ребенком при моторной алалии

Для закрепления четкого понимания слова многократно повторяются, чтобы ребенок мог надолго запомнить их и понять механизм произношения. Специалист вызывает интерес пациента, подкрепляя свои действия эмоциями и восклицаниями.

Первые формы слов при алалии

Логопедия на втором этапе учитывает методы, которые направлены на соединение отдельных слов во фразы. Изначально дети учатся произносить фразы из двух слов. После этого ребенок может начинать учиться строить более сложные речевые конструкции. Логопед делает акцент на ударение, чтобы ребенок мог четко понимать правильное произношение.

Построение двусоставного предложения

На третьем этапе происходит переломный момент. В зависимости от характера и когнитивных способностей дети начинают входить в активную фазу речевого развития или медленно осваивать более сложные конструкции. При отсутствии положительной динамики детям предлагают выполнить следующие упражнения:

  • различать слова, которые отличны только по одному звуку;
  • идентификация глаголов, которые близки по произношению;
  • различие действий, которые имеют противоположное значение;
  • определение личности, которая выполняет определенное действие;
  • изучение предлогов и их использования;
  • работа с антонимами.

Для достижения желаемого результата дети учатся сравнивать сюжеты на картинках, подбирать названия к предметам, различать действия разных людей. Пациенты учатся раскладывать слова на слоги, слушая звуковые подсказки от логопеда. Специалист может отстукивать или отхлопывать звуки. Эффективным упражнением является подбор слов в простом четверостишье. В конце данного этапа дети могут понимать суть коротких рассказов и стихов, на слух распознавать подлежащие и сказуемые, составлять фразы, усваивать слоговой рисунок.

Предложения из нескольких слов

На данном этапе необходимо добиться результата, при котором ребенок будет отвечать на вопрос взрослого полным предложением и четко оформленной мыслью. Большая часть занятий уделяется звукопроизношению. Усилия логопеда направляются на подготовку артикуляционного аппарата к построению устойчивых звуковых конструкций. Дети выполняют следующий перечень заданий:

  • ответы на вопросы по сюжету картинки;
  • выполнение определенных упражнений и проговаривание результатов;
  • изменение слов по числам и родам;
  • изучение коротких стихов;
  • прослушивание небольших рассказов и их краткий пересказ;
  • ответы на вопросы по сюжету рассказов. Проведение занятий при моторной алалии

В конце данного этапа дети получают навыки для воспроизведения устной речи. При положительной динамике пациенты способны произносить слова с тремя и четырьмя слогами.

Расширение объема предложения. Составление сложных предложений

Дети учатся согласовывать прилагательные и существительные, подбирать определения для различных предметов, запоминать небольшие стихотворения, строить предложения с однородными частями речи. С помощью применения специальных игр, логопеды учат детей составлять сложные предложения.

В конце этого этапа речь пациента становится правильной, но не исключены варианты малозаметных дефектов.

Коррекция речи – это длительный процесс, который требует внимания от специалистов и родных. Если родители уделяют время ребенку, занимаются его развитием, тогда положительный результат не заставит себя долго ждать

Логопедический массаж при речевых расстройствах в качестве эффективного метода лечения

Логопеды-дефектологи используют различные подходы к развитию речи детей. Специальный массаж позволяет оказывать механическое воздействие на лицевые мышцы, что способствует развитию речевой функции. Такие процедуры приводят к следующим положительным результатам:

  • насыщение клеток ткани полезными веществами;
  • укрепление мышц;
  • ускорение движения лимфы.

Заключение

Лечение алалии – это сложный и трудоемкий процесс, который требует участия психологов, педагогов, логопедов и родителей ребенка. После постановки диагноза начинать коррекцию речи необходимо как можно раньше, чтобы достигнуть положительного результата. Применение индивидуального подхода к каждому ребенку позволяет максимизировать успешность работы. В случае групповых занятий в одной группе может заниматься не более трех детей.

Моторная алалия. Коррекция моторной алалии на занятии логопеда: Видео