В современном мире навык письма играет большую роль. С первых классов школы и на протяжении всей жизни время от времени почти каждый из нас что-то пишет. А для некоторых это и вовсе часть жизни. Но что делать, если этот навык нарушен? Коррекция нарушений письменной речи – процесс трудоемкий и непростой. И речь пойдет именно о нем.Занятие по коррекции нарушения письменной речи

Причины нарушений письменной речи

Частичное нарушение письменной речи называется дисграфией. У взрослых она встречается редко и является последствием механических повреждений головного мозга – травмы, инсульта, опухоли. У детей основа этой патологии лежит в несформированности высших психических функций, которые участвуют в процессе письма. Нарушение их формирования может наступить вследствие инфекционных или соматических заболеваний, истощающих нервную систему.

Чаще всего причиной дисграфии выступают социальные факторы: билингвизм, нечеткость речи окружающих, отсутствие речевых контактов или невнимание к речи ребенка. Поэтому логопедия и дисграфия в вопросах коррекции должны быть тесно связаны

Виды дисграфии. Проявления нарушений письма при разных видах дисграфии

Дисграфия разделяется на четыре основных вида в зависимости от механизмов формирования неправильного написания букв, слов или словосочетаний. Своевременное выявление причины дисграфии важно для его коррекции, так что разберем их подробнее.

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия связана с неправильной дифференциацией звуков ребенком. При этом произносить звуки ребенок может правильно, но на письме заменяет их на схожие. Чаще всего происходит смешение букв, обозначающих свистящие и шипящие, глухие и звонкие звуки, аффрикаты (ч-щ, ц-т, ч-ть, ц-ть, с-щ, ц-с, б-п, д-т, и т. д).

Оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия связана исключительно со слабостью зрительно-пространственных процессов – дифференциация и запоминания. Ребенок путает схожие по написанию буквы и поэтому допускает ошибки на письме. Примеры – прописные буквы п-т, в-д, и-ш.

Оптическая дисграфия разделяется на два подвида – литеральная (неправильное написание изолированных букв) и вербальная (отдельно буквы пишутся правильно, но в словах допускаются ошибки).Оптическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия

Причина аграмматической дисграфии – несформированность у ребенка лексико-грамматического строя. Он не может правильно использовать падежи и их окончания и согласовывать разные части речи в словосочетаниях.

Артикулярно-акустическая дисграфия

Дисграфия артикулярно-акустического типа подразумевает логопедические ошибки на письме. Ребенок неправильно выговаривает некоторые слова и поэтому неправильно их пишет. В основе лежит еще более сложный механизм: во время внутреннего проговаривания слова нет опоры на нормальную артикуляцию. Отсюда и ошибки на письме.

Способы диагностики дисграфии

Ключевым шагом в коррекции проблем с правописанием ребенка является выявление причины. Так как большая часть видов дисграфии связана с нарушением восприятия и/или воспроизведения устной речи, то первым шагом диагностики является ее проверка. Используется метод определения навыков фонематического анализа речи. Проводятся тесты, в ходе которых ребенок проявляет свои способности:

  • придумывать слова;
  • подбирать картинки, чьи названия начинаются с определенного звука;
  • делить предложения на словосочетания;
  • сравнивать слова по звуковому составу;
  • повторять за взрослым некоторые слова или слоги;
  • различать и выделять определенные звуки в словах.

Для детей дошкольного возраста есть специальные тесты с рисованием, в ходе которых логопед делает выводы о его склонности к дисграфии.

Когда устная речь исследована, переходят к тестам непосредственно письменной речи. Ребенок выполняет разные задания: письмо под диктовку, переписывание текста, описание по картинке и чтение написанного текста вслух.

Кроме этого, проводят проверку слуха, зрения, нервной системы, речевой и ручной моторики.

Коррекция и лечение дисграфии

Ребенок работает над коррецией письменной речиМетодика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи проходит в два этапа – исправление ошибок в устной речи и закрепительные упражнения. Есть несколько разных способов развить у ребенка правильный фонематический синтез и анализ:

  • Методика Эббигауза. Ребенку предоставляются уже определенные слова, но в них пропущены некоторые буквы. Задача ребенка — вставить пропущенные буквы, прочесть его и записать слово целиком.
  • Схема слова. Ребенок получает картинку предмета, называет его, называет все звуки слова и затем по буквам записывает.
  • Узнавание звуко-буквы. Хорошая методика для тех, у кого проблемы с одним-двумя звуками. Заключается в поиске слов или названий картинок, в которых есть определенный звук. После этого идет многократное написание буквы, которая отображает проблематичный звук, поиск и выделение буквы в слове, предложении, тексте.
  • Структурный метод. Ребенку предлагают разобрать слово на гласные и согласные буквы.
  • Исправление ошибок. Метод основывается на выявлении и исправлении ошибок в заведомо неправильно написанных словах.

Особого внимания заслуживают зеркальные ошибки письма и методика логопедической работы по их устранению. Зеркальные ошибки – написание букв ребенком в зеркальном отображении (пример – «N» вместо «И»). Причина этой проблемы – несформированность пространственной ориентации и анализа у ребенка. Поэтому главная задача – научить ребенка четко различать правую и левую стороны и дифференцировать предметы по размеру.

Различие сторон начинается с собственных частей тела (какая рука у тебя левая? В какой руке ты держишь карандаш?). Затем переходят к другим предметам, с целью улучшения навыков пространственного ориентирования (шкаф слева от тебя? Какой предмет лежит справа от твоей руки?). После этого переходят к развитию определения местонахождения предметов по отношению друг к другу (положи книгу слева от тетради).

Далее переходят к усвоению правильного написания букв, с объяснением их структуры (пример: буква «И» – косая палочка рисуется сверху вниз и справа налево). После этого ребенок несколько раз повторяет правильную последовательность ее написания.

Упражнения для самостоятельных занятий ребенка

Существует множество других упражнений, направленных на исправление зеркальных ошибок. Например, есть специальная тетрадь для коррекции письменной речи, в которой у букв отсутствуют те или иные элементы и их необходимо дописать в правильном месте. Одно из заданий для такой тетради:

Дорисуйте букву «Б»

Г Ь І

Ребенок должен дорисовать полуовал с правильной стороны, затем горизонтальную черточку и потом оба элемента. Такими несложными упражнениями формируется правильное запоминание структуры буквы и искоренение зеркальных ошибок.

Занятие ребенка по коррекции письменной речи

Самый главный фактор развития правильного письма у ребенка – качественный «фундамент» в виде пространственной ориентации и адекватного фонематического анализа и синтеза.

Все это неплохо формируется вместе с другим навыком – умением читать. Причем читать не так быстро, как, в первую очередь, правильно, с четким озвучиванием всех необходимых звуков.

Чтение приводит к подсознательному запоминанию букв и формированию их ассоциации с соответствующими звуками, что в дальнейшем заложит краеугольный камень в правильный навык правописания

Кратко о нарушениях устной речи и важности ее коррекции

Так как мы уяснили, что большая часть нарушений правописания зависит от проблем устной речи, этот фактор тоже нельзя обойти вниманием. Устная речь тоже имеет ряд причин для ее нарушений и далеко не все связаны с неправильным произношением. Бывают и психологические или даже психиатрические причины нарушения речи. Нарушения устной речи корректировать на порядок сложнее, чем дисграфию, однако в современных условиях и это не является пожизненным приговором, и даже во взрослом возрасте многие проблемы несовершенства речи вполне решаемы. Подробнее об этом можно узнать в статье: «Что такое логопедическая коррекция».

Заключение

Нарушения письменной речи – патология, которая в основном развивается у детей. При своевременном и правильном подходе к развитию ребенка она полностью корректируется и не вызывает особых затруднений. Главное – вовремя обратиться к специалисту, ответственно выполнять все упражнения и помогать ребенку понимать связь звуков и букв. Тогда ошибок не будет ни в речи, ни на письме.

Дисграфия: проблемы при чтении. Как проявляется дисграфия и причины дисграфии: Видео