Дизартрия – это синдром, который выражается в расстройстве звукопроизносительной и просодической стороны речи, искажении произношения слов и слогов. Эти нарушения вызваны расстройством нервной системы и работы мозга, приводящим к неправильному функционированию голосовых связок, лицевых и дыхательных мышц.  Артикуляционная гимнастика при дизартрии представляет собой комплекс упражнений для консолидации артикуляционных мышц и постановки правильных движений органов речи.Занятие по артикуляционной гимнастике

Дизартрия и ее причины. Что такое коррекция речевых нарушений

Искажения речи, вызванные поражением центрального отдела речевого и двигательного аппарата и сбоем иннервации мускулатуры артикуляционного аппарата, называют дизартрией. Её проявление связано с такими заболеваниями, как ДЦП, менингит, энцефалит, нейросифилис, инсульт, гнойный отит, опухолевые новообразования головного мозга, рассеянный склероз, миастения, церебральный атеросклероз, олигофрения.

С целью исправления речи, ослабления симптоматики её искажения и ускорения преодоления речевых нарушений ведётся коррекционная работа.

Ещё одним источником развития дизартрии является перенесение органического поражения мозга ребенком в утробе матери, во время рождения или в раннем возрасте. Такое поражение может возникнуть в результате энцефалита, родовых травм, опухолей и интоксикации. Вследствие этого развивается псевдобульбарная дизартрия, выраженная нарушениями общей и речевой моторики. Важную роль играет коррекция логопедом псевдобульбарной дизартрии, которая включает массаж органов речи, гимнастику, выправку произношения, регулирование голоса и речевого дыхания.

Симптомы дизартрии

Прежде всего при дизартрии речь становится невнятной, нечеткой и непонятной. Это связано с недостаточным взаимодействием центральной нервной системы с артикуляционной и дыхательной мускулатурой.

Если рассматривать симптомы подробнее, то при дизартрии развиваются следующие нарушения, зависящие от вида и степени выразительности заболевания:

  1. Расстройства артикуляционной моторики: увеличение тонуса мышц губ, языка, лица и шеи; сжатие губ; неподвижность языка; непроизвольное открытие рта и слюнотечение.
  2. Неправильное звукопроизношение: пропуски и изменение звуков; неясная и замедленная речь; снижение речевой активности; полное отсутствие звукопроизношения.
  3. Повреждение речевого дыхания: сокращение выдоха; учащение и кратковременное прерывание дыхания.
  4. Искажение голоса: голос становится тихим, слабым; изменяется тембр; неправильная интонация; монотонность.

Дизартрия проявляется не только расстройством речи, иногда течение заболевания может сопровождаться нарушениями жевания, глотания, сосания, равнодушием к окружающему миру, отсутствием интереса к новой информации

Организация проведения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Этапы логопедической работы при коррекции дизартрии включают выполнение артикуляционной гимнастики, направленной на совершенствование звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика состоит из серий упражнений для развития и укрепления мышц речевого аппарата, улучшение движений органов, задействованных в речевом процессе. Сюда относятся определенные позиции губ, языка, мягкого нёба, при которых звукопроизношение корректируется.

Перед началом выполнения гимнастики рассмотрим следующие рекомендации:

  • артикуляционную гимнастику при дизартрии целесообразно начинать с простых упражнений губ постепенно их дополняют более сложными упражнениями;
  • гимнастику следует делать ежедневно по 3-4 раза продолжительностью 3-5 минут;
  • каждое упражнение рекомендовано делать 5-7 раз;
  • продолжительность упражнений с удерживанием артикуляционной позы составляет 10-15 секунд;
  • гимнастику следует выполнять сидя с прямой спиной перед зеркалом.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Лечение дизартрии лучше начинать с пассивной гимнастики, которая проводится после специального массажа. Постепенно можно будет приступать к активной гимнастике.

Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии воздействует на язык и губы. Она предназначена для улучшения работы определенных мышц, которые ранее бездействовали. Также она увеличивает частоту работы некоторых уже активных мышц.

Упражнения должны выполняться сериями по 3-5 движений за серию.Пассивная артикуляционная гимнастика

Упражнения с языком:

  • выдвигать и втягивать язык вперед-назад;
  • опускать и поднимать язык вниз-вверх;
  • отводить язык влево-вправо;
  • поднимать кончик языка к твёрдому нёбу и опускать его ко дну ротовой полости;
  • покачивать языком в стороны.

Упражнения губами:

  • указательные пальцы устанавливаются в уголки верхней губы и сводятся в центр;
  • идентичные движения пальцами с нижней губой;
  • формирование губ в трубочку движениями к средней линии;
  • устанавливая пальцы в углах рта следует растягивать губы в «улыбку»;
  • поднимать верхнюю губу;
  • опускать нижнюю губу;
  • закрывать рот и с усилием смыкать губы;
  • складывать губы для произношения букв (а, о, у, и, ы, э).

Описанная артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках представлена ниже.Упражнения для пассивной артикуляционной гимнастикеВсе упражнения следует выполнять под зрительным контролем логопеда.

Активная артикуляционная гимнастика

Далее следует переходить к выполнению активных артикуляционных упражнений для повышения правильности, равномерности и длительности движений мимической, губной и язычковой мышц. Значимым шагом в этом процессе является совершенствование тонких и дифференцированных движений языка, оживление его кончика, контроль за языком и нижней челюстью.

Сеанс выполняется перед зеркалом. Рассмотрим наиболее популярные упражнения. Сначала выполняется разминка:

  • Нужно выпучить глаза и приподнять надбровную зону вверх, показывая «удивление». При необходимости можно помочь выполнить эту гримасу приподнимая пальцами лоб.
  • Беглое моргание глазами.
  • Поочередное надувание левой и правой щёк, а после одновременно двух щек.

Поочередное вдувание воздуха под верхнюю и под нижнюю губу, а после одновременно надувание обеих губ.

Следующий этап – упражнения для проработки мышц рта:

  • Выдвинуть язык вперёд и расслабить его и сделать мягким.
  • Выдвинуть язык и сформировать из него «трубочку», приближая его стороны.
  • Дотянуться кончиком языка к верхней и нижней границе губ.
  • Потянуться и дотронуться языком к носу и к подбородку.
  • Клацать языком, изображая цоканье лошади.

Проработка нижней уздечки и нёба, выполняется поочередно:

  • Широко улыбнуться так, чтобы стали видны зубы.

Задание для жевательных мышц: отводить челюсть вперёд и назад, а потом влево и вправо.Активная артикуляционная гимнастика

Отдельно следует отметить легкую форму дизартрии — она называется стертая. При ней происходит смешение, подмена и пропуск звуков при выговаривании длинных слов, расстройство артикуляционной и мелкой моторики пальцев и рук.

Артикуляционная гимнастика при стертой дизартрии направлена на постановку правильной речи и укрепление голосовых связок. Одновременно стоит проводить дыхательную гимнастику, массаж мышц речевого аппарата, дополнительные занятия по повышению разговорного опыта, разрабатывать мелкую моторику, увеличение разговорной активности, тренировать память и внимание.

Логопедическая ритмика при дизартрии

К числу различных терапевтических и корректирующих методик при дизартрии относится логопедическая ритмика.  Логоритмика при дизартрии важна, так как моторика тесно связана с речью. Движения с музыкальным сопровождением и текстом способствуют тренировке мозговой деятельности и живости нервных процессов. Дети воспринимают музыкальные сопровождения очень позитивно, они готовы играть и выражать свои эмоции.

Выполняя задания под музыку, следует учитывать ритм, соблюдать амплитуду и темп упражнений.

Цели проведения логоритмики следующие:

  • ритмическое развитие;
  • обнаружение ритмических рефлексов;
  • приучить организм отвечать на акустические и визуальные раздражители;
  • сбалансировать работу нервной системы;
  • отрегулировать неправильные и лишние телодвижения.

Занятия проводятся индивидуально или в группе, также возможны самостоятельные занятия.

Значение логопедического массажа при дизартрии

Для подавления и устранения признаков дизартрии выполняется логопедический массаж. Как правило, он выполняется перед началом артикуляционной и дыхательной гимнастики и представляет собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки лица и тела.

С помощью этого массажа можно изменить состояние мышц, создать положительные кинестезии, необходимые для правильного произношения.

Логопедический массаж помогает решить ряд проблем и выполняет следующие задачи:

  • регулировка мышечного тонуса, устранение гипертонуса в мимических и артикуляционных мускулах;
  • избавление от патологических симптомов (гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.);
  • поощрение положительных кинестезий;
  • совершенствование артикуляционных движений;
  • усиление мышечных сокращений;
  • оживление тонких дифференцированных движений органов речи.

Вывод

Учитывая серьезность такого синдрома, как дизартрия, стоит отметить, что наиболее эффективным является его комплексная терапия. Врач-логопед может определить по симптомам тип заболевания и грамотно подобрать соответствующее лечение. И чем раньше обратиться за помощью к специалисту, тем быстрее наступит результат.

С целью профилактики дизартрии у ребенка рекомендуется проходить регулярные осмотры у невропатолога с момента рождения.

7 Комплекс пассивной артикуляционной гимнастики: Видео