Кохлеарная имплантация является оперативным вмешательством, которое позволяет существенно улучшить качество жизни пациентов с нарушением работы органа слуха. Желательно его выполнять в детстве, поскольку реабилитация после кохлеарной имплантации в юном возрасте протекает более благополучно, нежели у лиц старшего возраста. Операция происходит под общим наркозом и длится обычно до двух часов.

После кохлеарной имплантации

Показания и возможные противопоказания к выполнению кохлеарной имплантации

Основным показанием к проведению кохлеарной имплантации является двухсторонняя глубокая сенсоневральная глухота с порогом чувствительности на частоте 0,5/1/2 кГц в 95 дБ. Данное вмешательство позволено проводить в случае, когда нет ожидаемого эффекта от имплантации подходящего слухового аппарата, что проверяется отсутствием порога чувствительности ниже 55 дБ при частоте в 2-4 кГц.

При бинауральном слухопротезировании (установка слухового аппарата) рекомендовано наблюдать пациента сроком до шести месяцев, и в случае, когда понижение порога ниже упомянутой величины не происходит, показана кохлеарная имплантация.

Эта операция показана больным, которые не имеют тяжелых хронических заболеваний, находятся в здоровом психоэмоциональном состоянии, а также не имеют весомых когнитивных расстройств. Рекомендовано данное оперативное вмешательство проводить детям, чьи родители ясно осознают необходимость длительной последующей реабилитации ребенка с созданием условий для его качественной социальной адаптации.

Техника проведения операции

Оперативное вмешательство производится под общим наркозом. Оно начинается с выполнения разметки на операционном поле. Затем производится разрез кожи и вскрытие сосцевидного отростка, через который выполняется доступ в барабанную полость (тимпанотомия). После этого выполняется собственно имплантация – введение активного электрода в полость внутреннего уха, в связи с чем делается доступ во внутреннее ухо через барабанную лестницу улитки.

По завершении этих манипуляций хирург формирует костное ложе для местонахождения имплантата, где он должен быть качественно зафиксирован. После фиксации аппарата активный электрод заводят в улитку и тестируют с целью оценки работы мышцы стремени. Если проблем не обнаружено и оборудование выполняет свою функцию хорошо, пациенту накладывают швы и переводят в условия стационарного режима.

Особенности кохлеарной имплантации у детей младшего возраста

Наиболее благоприятным возрастом для проведения операции считается возраст от трех месяцев до пяти лет. Это связано с понятием критического слухового окна у детей, которое появляется в возрасте от пяти лет. По истечению данного возраста мозг ребенка теряет ясную коммуникацию между процессами кодирования речи с помощью языка и декодирования с помощью слуха, в связи с чем крайне сложно наладить нормальный процесс речеобразования.

Сама техника проведения операции у детей не особо отличается от таковой у взрослых. Существует разница в послеоперационном восстановлении у детей, которые использовали слуховой аппарат до вмешательства, и тех, которые обходились без него. Дети со слуховым опытом восстанавливаются гораздо лучше.

Перспективность кохлеарной имплантации зависит от возраста, в котором ребенок потерял слух. В зависимости от этого параметра детей делят на категории: потерявшие слух до периода овладения речью и во время его. Более перспективной является вторая категория пациентов

Этапы восстановления после кохлеарной имплантации у детей

Реабилитация после кохлеарной имплантации у детей включает в себя следующие базовые положения:

  • настройку речевого процессора имплантата;
  • развитие восприятия слуха и речи;
  • общее развитие детей (развитие моторики и памяти, невербальных методов контакта);
  • психологическую поддержку ребенка и его родных.

Ранний послеоперационный период восстановления заканчивается в среднем спустя две недели после вмешательства. Проходит он в условиях ЛОР-стационара под наблюдением ЛОР-врача и врача-сурдолога. При неосложненном течении операции и назначении обезболивающих препаратов и антибиотиков пациент не имеет проблем с ранним восстановлением.

Малыш с имплантом

Реабилитация глухих детей после кохлеарной имплантации начинается активным образом через 3-4 недели после оперативного вмешательства в связи с включением процессора имплантата. С этого момента ребенок может слышать звуки окружающей среды.

Вопросами настройки аппарата занимается аудиолог, подбирая нужную частоту и другие фиксированные параметры. В дальнейшем с ребенком работает сурдолог, задача которого состоит в образовании у пациента комплекса связи слуха и речи, умении распознавать звуки разной частоты и высоты.

Социальная адаптация ребенка после кохлеарной имплантации

Ключевой задачей социальной адаптации ребенка в период восстановления является наличие групповых занятий с сурдопедагогом, который должен научить малыша понимать смысл изолированных слов и звуков, словосочетаний и речевых оборотов. Параллельно производится развитие центра речи. Для этого во время занятия детей учат образовывать слова из услышанных звуков, отвечать на поставленные вопросы путем составления примитивных предложений и связок слов.

Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации в большинстве зависит от действий родителей ребенка и его ближайшего окружения.

С ребенком стоит постоянно разговаривать, показывая ему предметы и выполняя разные действия, давая речевые объяснения ко всему происходящему вокруг. Стоит использовать на ранних этапах простые звуки и слова, со временем прибавляя к ним новые элементы

Очень важно дать понять больному, что речь является основным методом обмена информацией в мире людей. Исходя из этого, ребенку необходимы постоянные групповые занятия в специализированных центрах реабилитации, где дети с подобными проблемами вместе учатся слышать окружающие звуки, составлять из них слова. Обученные специалисты помогут правильно выбрать вектор развития, индивидуальный для каждого малыша, в зависимости от его изначальных параметров.

Информация для родителей

В современном обществе существует масса вариантов интеграции детей с ограниченными слуховыми возможностями: специальные лагеря, обучающие волонтерские программы, специальные школы и реабилитационные центры. Все подобные учреждения призваны упростить процесс становления ребенка после кохлеарной имплантации, как полноценного члена общества.

Родителям важно помнить, что только пользуясь подобными услугами, их ребенок будет чувствовать себя комфортно в ранее непривычной для себя среде. Резкая или неумелая адаптация ребенка может вызвать существенные расстройства психики, включая депрессивные состояния, гипервозбудимость центральной нервной системы. Поэтому крайне важно постоянно и постепенно повышать порог восприятия детского организма, не оказывая на него лишнего давления и не создавая дискомфортных условий для адаптации.

Обучающие занятие

Период восстановления у взрослых

Комплексная реабилитация после кохлеарной имплантации у взрослых существенно затрудняется. Причиной тому является завершение процесса формирования связей между звуковосприятием и речью. Если пациенты длительный срок пользовались слуховыми аппаратами, задача упрощается, поскольку природа звука для них относительно знакома.

Ранний послеоперационный период проходит в большинстве случаев без проблем. В дальнейшем больному необходимо сконцентрировать усилия на воспроизведении услышанного, умении составить комплексную речь из звуков, которые он стал ясно слышать. Лица, которые успешно пользовались слуховыми аппаратами, могут сразу приступить к занятиям с логопедом. Цель этого метода реабилитации заключается в формировании речеобразования, коррекции интонации голоса, последовательности слов.

Осложнения после имплантации кохлеарного элемента

К возможным постоперационным осложнениям относится неврологическая патология, такая как парез лицевого нерва, нарушение вкусовых ощущений, вестибулярное расстройство. Прооперированные пациенты могут жаловаться на головные боли, тошноту, общую слабость. Последние явления часто оказываются транзиторными и успешно проходят после симптоматической терапии и по истечении раннего послеоперационного периода.

Выводы и итоги

Кохлеарная имплантация является рутинным оперативным вмешательством, которое приносит максимальную пользу при выполнении в возрасте от трех месяцев до пяти лет. При отсутствии возможности провести операцию рекомендовано использование слухового аппарата, что существенно упростит процесс реабилитации после кохлеарной имплантации, если таковая будет выполнена в будущем.

Наиболее важный элемент восстановления детей после установки улиточного имплантата представляет собой психологическую и сурдопедагогическую реабилитацию в комбинации с содействием близких родственников. Процесса реабилитации зависит от возраста, в котором произведена имплантация, срока, на протяжении которого пациент был глух. Длительность восстановления составляет от полугода до 5-6 лет.

Кохлеарная имплантация. Реабилитация. Первые слова : Видео