Детский церебральный паралич (ДЦП) – это полиморфное заболевание нервной системы, при котором у детей нарушается двигательная функция, а также речевое, интеллектуальное и психоэмоциональное развитие. Полностью вылечить патологию нельзя, но чем раньше начата реабилитация детей с ДЦП, тем успешнее будет коррекция нарушений и дальнейшая социализация.Проведение реабилитационных упражнений при ДЦП

Начало реабилитации

Когда нужно начинать реабилитацию детей с диагнозом ДЦП? Многолетний опыт подсказывает, что самых лучших результатов можно добиться при раннем начале лечения. Кроме того, заболевание имеет тенденцию к прогрессированию. Потому терапия должна начитаться сразу же после постановки диагноза. Детям, которые родились в асфиксии, получили родовые травмы, лечение проводят с первых дней жизни. Комплексная реабилитация детей с ДЦП должна быть беспрерывной.

Какие специалисты занимаются лечением

При подозрении на любые двигательные нарушения у ребенка следует обращаться к неврологу. Под особым наблюдением находятся дети после кесарева сечения, стремительных родов, стимуляции родовой деятельности, осложненной беременности. Показано обследование в случае низкой оценки по шкале Апгар. Невролог в обязательном порядке осматривает всех недоношенных детей, рожденных в асфиксии, с родовыми травмами, гематомами.

При подозрении на ДЦП назначается ряд дополнительных обследований:

  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция;
  • нейросонография;
  • МРТ головного мозга.

Всё это позволяет не только подтвердить диагноз, но и выявить степень нарушений, органические изменения в нервной системе. После постановки диагноза разрабатываются программы реабилитации. Лечение дети проходят в амбулаторных условиях, посещают кабинеты физиотерапии при поликлиниках. Также предусмотрено лечение в стационаре и санаториях. Сейчас существует множество реабилитационных центров, которые проводят занятия с детьми по современным методикам. К сожалению, большинство из них платные.Занятие врача-реабилитолога с ребенком с ДЦП

Медицинские методы реабилитации детей с ДЦП

Первым этапом лечения детей с ДЦП является физическая или медицинская реабилитация. Она направлена на максимальное восстановление двигательной функции, снятие спазма мускулатуры, подавление очагов патологического возбуждение в нервной системе. Физическая реабилитация включает следующие методики:

  • медикаментозную терапию;
  • лечебную физкультуру (ЛФК);
  • массаж;
  • физиотерапию.

Комплексное лечение должно проводиться без перерывов. Назначает процедуры и проводит контроль их эффективности врач-невролог в тесном сотрудничестве с врачом-реабилитологом. Родители обязательно должны заниматься с детьми дома, применяя методики, которым они обучаются в реабилитационном центре. Эффективное лечение и реабилитация детей инвалидов с ДЦП невозможны без активного участия родственников.

Эффективность мероприятий во многом зависит от тяжести нарушения двигательной функции. Принято выделять четыре степени:

  1. Незначительные нарушения. После реабилитации пациент может ходить самостоятельно, без особых препятствий.
  2. Средняя степень нарушения. Дети после терапевтических курсов ходят с поддержкой или со вспомогательными приборами.
  3. Тяжелая степень двигательных нарушений. Можно добиться самостоятельного передвижения ребенка в коляске, снабженной электрическим приводом.
  4. Очень тяжелая степень. Двигательная реабилитация минимальная, дети без посторонней помощи не могут передвигаться, сидят с поддержкой.

Терапия лекарственными препаратами

Медикаментозное лечение играет лишь вспомогательную роль в реабилитации детей с ДЦП и направлено на достижение таких целей:

  • снятие воспаления и борьба с аутоиммунными процессами, которые могли стать причиной ДЦП в период внутриутробного развития;
  • предотвращение образования спаек и рубцов после кровоизлияний, травм, воспалений;
  • борьба с последствиями асфиксии (кислородного голодания тканей мозга);
  • улучшение обменных процессов в тканях головного мозга и других отделах нервной системы;
  • устранение судорог и внутричерепной гипертензии;
  • устранение либо уменьшение спазма мышц, насильственных движений, нормализация тонуса мускулатуры;
  • запуск компенсаторных механизмов в нервной системе;
  • стимуляция развития речи и психики ребенка.

Медикаментозное лечение детей с ДЦП

Лекарственная терапия обязательно проводится в первые полгода жизни ребенка. Потом ее назначают, в зависимости от показаний, чтобы дополнить другие методы реабилитации детей с ДЦП. Например, при судорогах, гипертонусе мышц. Детям назначают следующие группы препаратов:

  • средства, снижающие тонус мышц. Их действие непродолжительное, рекомендуют применять за 30-60 минут до начала ЛФК или массажа;
  • препараты для улучшения нервно-мышечной проводимости;
  • транквилизаторы и нейролептики назначают при гипертонусе мышц и гиперкинезах. Реже используют производные атропина. Важно заметить, что производные атропина и прозерина являются антагонистами, их нельзя применять одновременно;
  • препараты, стимулирующие работу ЦНС, назначают при мозжечковых формах ДЦП, когда тонус мышц у ребенка снижен;
  • метаболические препараты, улучшающие обмен веществ в ЦНС;
  • средства для улучшения микроциркуляции;
  • препараты, стимулирующие регенерацию тканей и предотвращающие образование рубцов;
  • мочегонные (диакарб, гипотиазид, лазикс) для уменьшения внутричерепного давления, снятие отека;
  • противосудорожные препараты следует принимать постоянно на протяжении трёх-пяти лет, отменяют их постепенно.

В последнее время появились сообщения об успешном применении ботокса для расслабления мышц у детей с ДЦП. Но эта методика лечения пока новая, перед её применением нужно обязательно посоветоваться с лечащим врачом, узнать мнение других специалистов

ЛФК у детей с ДЦП

Лечебная физкультура – это старая и проверенная методика реабилитации пациентов с ДЦП. Назначают ее, чтобы добиться следующих результатов:

  • развить у ребенка способность самостоятельно тормозить свои движения;
  • снизить тонус мускулатуры;
  • улучшить координацию движений;
  • увеличить подвижность суставов;
  • обучить ребенка бытовым навыкам, самообслуживанию, правильным движениям тела.

Занятия по лечебной физкультуре с детьми с ДЦП

ЛФК может принести положительный результат, если проводится регулярно, системно и непрерывно. При разработке комплекса упражнений подход к каждому пациенту должен быть индивидуальным, иначе двигательная реабилитация будет продвигаться слишком медленными темпами. Учитывают тяжесть болезни, стадию, возраст детей, переносимость процедур. Во время занятий ребёнок не должен сильно уставать, нагрузки увеличивают постепенно. ЛФК должно приносить детям с ДЦП радость и удовольствие.

Лечебный массаж

Лечебный массаж помогает избавиться детям от целого ряда симптомов и входит в обязательную программу лечения. Его основные цели:

  • снизить тонус мышц;
  • стимулировать рост мускулатуры и скелета у ребенка;
  • улучшить лимфоток и кровообращение в тканях;
  • ускорить метаболизм;
  • предупредить развитие контрактур и рубцов;
  • уменьшить количество синкинезий (непроизвольных движений конечностей).

Виды и способы проведения массажа подбираются строго индивидуально. Учитывается разновидность заболевания, состояние и возраст маленького пациента. Делают массаж после приема лекарств и завершения физиотерапевтических процедур. Поза ребенка должна способствовать максимальному расслаблению мышц. В конце сеанса полученные результаты закрепляют специальными упражнениями из комплекса ЛФК.

Для лечения детей с ДЦП применяют такие виды лечебного массажа:

  1. Классический. Включает поглаживания, растирания, разминание (валяние, катание), вибрацию.
  2. Массаж по Фелпсу. Основная техника – потряхивание конечностей для снятия спазма мускулатуры, борьбы с контрактурами.
  3. Массаж для улучшения дыхания. Используются классические техники в определенных комбинациях, точечные воздействия.
  4. Массаж для стимуляции роста костей. Воздействует на зоны роста трубчатых и плоских костей.
  5. Сегментный массаж. Его суть заключается в воздействии на участки кожи, которые иннервируются теми или иными сегментами спинного мозга, а также улучшении трофики и кровообращения в ЦНС. Физическая реабилитация после курса такого массажа значительно ускоряется.
  6. Массаж Манакова. Направлен на борьбу с контрактурами и спаечными процессами. Основной прием массажа – вибрация.
  7. Точечный массаж. Бывает двух типов: тормозной и возбуждающий. Первый выполняется при спазме и повышенном тонусе мускулатуры, второй – при гипотонии мышц.

Лечебный массаж ребенка с ДЦП

Физиотерапевтическое лечение

Физиотерапию используют в комплексе с ЛФК, массажем, медикаментозным лечением. Курс состоит из 10-20 процедур, которые подбираются индивидуально, в зависимости от возраста ребенка и типа нарушения. Очень часто физиотерапию включают в курс санаторно-курортной реабилитации. Применяются следующие виды лечения:

  1. Электротерапия. Включает воздействие разных видов тока на нервные окончания и мышцы. Применяются гальванические, импульсные, синусоидные, импульсные токи, электростимуляция.
  2. Электросонотерапия. Показана при повышенной возбудимости ребенка, нарушениях сна, гиперкинезах.
  3. Магнитотерапия. Помогает снять повышенный тонус мускулатуры, улучшает кровообращение в мышцах.
  4. Ультразвуковая терапия. Используется для устранения контрактур у детей старшего возраста.
  5. Лазеротерапия. С помощью воздействия лазера на сосудистую стенку можно добиться улучшения кровообращения в мышцах и суставах.
  6. Ультрафиолетовое облучение паравертебральной зоны. Предусматривает воздействие ультрафиолетовых лучей на участки вокруг позвоночника. Нередко используется для подготовки ребенка к электростимуляции мышц.

Физиотерапия не должна причинять пациентам боли или дискомфорта. Специалист, который проводит процедуры, должен иметь хороший контакт с детьми старшего возраста, внимательно наблюдать за поведением малышей. В большинстве современных клиник на сеансах всегда присутствуют родители или опекуны больных детей

Развитие речи, обучение и психологическая реабилитация при ДЦП

Правильная система реабилитации ребенка с ДЦП обязательно должна включать занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Эти специалисты помогают вовремя выявить и лечить различные нарушения речи, поведения, психологической адаптации. Такие отклонения есть практически у всех детей с ДЦП.

В первую очередь больным детям следует организовать среду, в которой они не будут чувствовать себя ущемленными по сравнению со здоровыми сверстниками. Важно максимально упростить их передвижение в пространстве, убрать в квартире пороги, ступеньки, расширить дверные проемы, если ребенок передвигается на коляске. К сожалению, на улицах наших городов, в общественных заведениях есть пока мало приспособлений для инвалидов. Потому нередко такие люди становятся еще более ограниченными в своих возможностях.

Психологическая реабилитация детей с ДЦП также включает выработку навыков общения, правильных эмоциональных реакций на те или иные события, умения играть и выполнять задания. Специалисты помогают ребёнку сформировать представление о пространстве и времени, развивают органы чувств, координацию движений, что в свою очередь поможет им обслуживать себя. С первых месяцев следует стимулировать интеллектуальное развитие детей в соответствии с их возрастом.Обучение детей с ДЦП

Дети дошкольного и школьного возраста обязательно должны заниматься с педагогом, который поможет обучить их письму, чтению, счету. Для развития мелкой моторики рук очень полезны уроки рисования и лепки, рукоделие. Программу разрабатывают всегда индивидуально, в зависимости от возможностей конкретного ребенка, его возраста.

Приблизительно у 80% детей с ДЦП наблюдаются нарушения речи. Произносить первые слова они начинают поздно, в два-три года, к пяти годам общаются короткими предложениями и словосочетаниями. Более интенсивно речь развивается в шесть-семь лет. Регулярные занятия с логопедом могут ускорить этот процесс. Важно начать их не позже трёх лет. Вот основные цели, которые ставит перед собой логопед на занятиях с ребенком:

  • улучшить артикуляцию и разборчивость произношения звуков;
  • улучшить тонус мышц связок в голосовом аппарате;
  • научить ребенка управлять собственным голосом и дыханием;
  • синхронизировать речь, правильную артикуляцию звуков и дыхание;
  • откорректировать произношение некоторых звуков и букв.

Занятия с логопедом должны быть включены в другие этапы реабилитации. На речь ребенка влияет много факторов, включая тонус мышц, наличие гиперкинезов, умение владеть собственные конечности. Потому без правильной физической и медицинской реабилитации научить детей с ДЦП правильно говорить невозможно. Логопедические занятия состоят из таких шагов или этапов:

  1. Детей знакомят с реальными предметами, изображениями, учат искать названные вещи на игровом столе либо на картинке.
  2. В форме игры знакомят со свойствами предметов: размерами, цветом, формой.
  3. Расширение характеристик предметов (твердый и мягкий, гладкий и шероховатый, теплый и холодный), просят детей самостоятельно описывать те или иные предметы.
  4. Формирование обобщений, умения группировать предметы за их свойствами.

Занятия с логопедом помогают не только научиться правильного говорить, артикулировать звуки, но и мыслить, положительно влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Социальная реабилитация и адаптация детей с ДЦП

Социальная реабилитация детей с ДЦП имеет не менее важное значение, чем физическая. Такие дети должны научиться жить с ограниченными возможностями, взаимодействовать с членами семьи, сверстниками и обществом в целом. Очень важно научить их обслуживать себя. Если позволяет состояние, ориентироваться в родном районе или городе. Элементы социальной реабилитации есть на всех этапах лечения. Более узкая программа адаптации к социуму включает в себя:

  • культурную адаптацию и обучение навыком общения, наведения контактов с людьми;
  • бытовую адаптацию с возможностью самообслуживания, передвижения в транспорте, осуществления покупок;
  • обучение поведению в социуме;
  • выработку трудовых навыков.

Медико-социальная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП обязательно учитывает психологические особенности каждого ребенка. Она направлена на коррекцию индивидуальных нарушений социального поведения.

Больные ДЦП бывают очень возбудимыми, чувствительными, тревожными. Они медленнее воспринимают и запоминают информацию об окружающем мире, реже проявляют инициативу, самостоятельность

Занятия с детьми проводят специально подготовленные педагоги. В их задачи входит заинтересовать ребенка овладевать новыми знаниями, постепенно расширять их запас. Работа нацелена на улучшение памяти, внимания, овладение математическими знаниями чтением и общим представлением о мире. Очень важно совершенствовать мелкую моторику рук, бытовую адаптацию. Также социокультурная реабилитация детей с ДЦП включает выработку навыков правильного общения в семье, со сверстниками, выработку положительного отношения к родным и друзьям.Занятие по социальной реабилитации детей с ДЦП

Во многих странах ребенок с ДЦП может ходить в обычную школу или детский сад, с ним индивидуально занимается на уроках специальный педагог. Общаясь в коллективе, дети с ранних лет обретают друзей, а здоровые сверстники учатся правильно относиться к людям с ограниченными возможностями.

К сожалению, у нас такой возможности практически нет. В штате обычных государственных школ нет педагогов, которые могли бы индивидуально заниматься на уроках с больными детьми. Ходить на уроки могут ходить лишь дети с легкими нарушениями, которые могут обслуживать себя и относительно свободно передвигаться. Но даже в таких случаях родители сталкиваются с негативным отношением. Руководство не хочет принимать детей, а сверстники, при молчаливой поддержке родителей, начинают издеваться над больным ребенком. Потому многие врачи советуют отдавать детей с ДЦП в специализированные интернаты.

Дополнительные методы реабилитации

Бесплатная реабилитация детей с ДЦП за счет государственных программ должна включать в себя все вышеперечисленные методики. Но существует ряд способов лечения, которые широко практикуются в частных центрах, наряду со стандартными способами лечения.

Бальнеотерапия или водолечение

Методика нередко применяется в условиях санаториев. Суть ее – прием ванн с добавлением различных минеральных веществ. Они проникают через кожу и положительно влияют на весь организм. Сама теплая вода расслабляет и успокаивает ребенка. Детям с ДЦП чаще всего назначают такие виды лечебных ванн:

  • хлоридные;
  • сероводородные;
  • йодобромные;
  • азотные;
  • жемчужные;
  • кислородные.

Нередко в комплексном лечении применяется подводный массаж, душ-массаж. Хороший результат дает грязелечение. Аппликации накладывают на шейно-воротниковую зону, в область кистей и стоп. При отставании в росте для стимуляции надпочечников делают аппликации грязей в области поясницы.

Плаванье с дельфинами

Плаванье в бассейне с дельфинами (дельфинотерапия) стало приобретать популярность в последние десятилетия. Эта методика сочетает в себе целый ряд положительных воздействий:Дельфинотерапия детей с ДЦП

  • плаванье расслабляет и одновременно укрепляет мышцы, снимает спазмы, закаляет;
  • контакт с дельфинами улучшает нервную проводимость и тактильную чувствительность;
  • дети получают положительные эмоции, что хорошо сказывается на дальнейшем ходе лечения.

Цены на дельфинотерапию высокие, далеко не в каждом городе есть дельфинарии и специалисты, проводящие такое лечение. Авторитетных научных доказательств эффективности методики нет, потому многие врачи не воспринимают ее всерьез. Но родители детей, прошедших курс дельфинотерапии, очень положительно о нем отзываются

Иппотерапия как метод реабилитации

Существует еще один вид терапии, основанный на контакте ребенка с животными. На этот раз в качестве «терапевтов» выступают лошади. При езде верхом задействуется очень много мышц человеческого тела, поэтому ее рекомендуют для борьбы с гиперкинезами, спазмами мускулатуры, контрактурами. Кроме того, лошади вызывают у детей большой интерес, положительные эмоции, стимулируют к общению и открытию мира.

Авторские методики

Существует несколько признанных авторских методик реабилитации, которые используются во многих центрах наряду с классическими методами лечения. Вот некоторые из них:

  1. Метод Войта, или Войт-терапия. Её основа – воздействие на определенные участки тела давлением разной силы. Это стимулирует нервную систему, что в итоге приводит к активизации движений.
  1. Метод Бобат. Заключается в выработке у ребёнка естественного двигательного стереотипа. При этом используются специальные, индивидуально подобранные укладки тела. Детей учат ощущать движения, передвигаться самостоятельно способами, максимально приближенными к природным.
  1. Метод Блюма. Основа методики – глубокое биомеханическое воздействие на скелетную мускулатуру.

На самом деле авторских методик лечения намного больше. О возможности применения того или иного дополнительного способа реабилитации нужно советоваться с лечащим врачом.

Важность санаторно-курортного лечения

Санаторно-курортное лечение – важный этап реабилитации детей, больных ДЦП. Во-первых, выезд из дома помогает ребенку сменить обстановку, получить новые положительные эмоции, навести контакты со сверстниками. Большинство санаториев находятся в экологически чистых зонах, что особенно полезно детям, живущим в больших городах. Отдых позволяет укрепить иммунную систему, после возвращения домой ребенок болеет намного реже.

Самой важной частью лечения в санатории является возможность использования различных физиотерапевтических процедур под тщательным наблюдением специалистов. На курортах применяются следующие методики:

  • электротерапия;
  • магнитотерапия;
  • терапия лазером;
  • облучение ультрафиолетом;
  • ультразвуковая терапия;
  • бальнеология;
  • гидротерапия;
  • грязелечение.

В некоторых санаториях есть дельфинотерапия, иппотерапия, применяются авторские методики (Бобат, Войт-терапия). В обязательную программу лечения входят ЛФК, массаж, при необходимости медикаментозное лечение.Реабилитация детей с ДЦП

Самые известные санатории в России и ближнем зарубежье:

  • «Лесная поляна» в Ставрополье;
  • «Озеро горькое» в Курганской области;
  • «Анапа»;
  • «Амурский» в Хабаровском крае.

Есть санатории на черноморском побережье, в Одессе, Саках, Евпатории. Существует санаторий в Трускавце, где проводится реабилитация по авторской методике Козявкина.

Технические средства для реабилитации детей с ДЦП

В комплексном лечении детей с ДЦП используются различные технические средства реабилитации. Они помогают предотвратить различные осложнения заболевания, например, стойкие контрактуры. С их помощью ребенок может самостоятельно сидеть, передвигаться, компенсируются другие нарушения движений, уменьшаются гиперкинезии, насильственные движения, у ребёнка формируется естественный двигательный стереотип.

Все технические средства можно разделить на тренажеры для реабилитации детей с ДЦП и вспомогательные приборы. Но это разделение довольно условное, так как часто вспомогательные приборы одновременно играют роль тренажеров.

При выборе тренажера важно учитывать этап развития ребенка, его физическую форму и степень нарушений. Существуют следующие виды приборов:

  1. Тренажеры для укрепления навыка ползания. На них занимаются дети до трёхлетнего возраста. Позволяют вырабатывать координацию, стимулируют развитие вестибулярного аппарата, укрепляют мышцы рук, ног, шеи и плечевого пояса, улучшают перистальтику кишечника, стимулируют рост, снимают некоторые двигательные ограничения.
  2. Тренажеры для сидения. Представляют собой кресло на колесах с ремнями и фиксаторами, которое позволяет закрепить тело ребенка в наиболее естественной позе. Предупреждает образование контрактур, искривлений костей, позвоночника. Уменьшает количество непроизвольных движений, учит ребенка правильно держать и контролировать свое тело.
  3. Тренажер для стояния. Это средство являет собой платформу с регулируемым наклоном и специальными фиксаторами. Он укрепляет мускулатуру, улучшает дыхание, работу кишечника, мочевого пузыря, предупреждает пролежни, позволяет детям лучше ориентироваться в окружающем мире, контактировать с другими.
  4. Тренажер для ходьбы. Это оборудование для реабилитации похоже на ходунки разной конструкции с седлом, фиксаторами и специальными ручками. Тренажер расширяет двигательные возможности ребенка, укрепляет мышцы и кости, учит детей правильно фиксировать голову, плечи, грудь, стимулирует рост, служит для профилактики контрактур, пролежней, ожирения.
  5. Тактильные тренажеры: массажные коврики, специальные беговые дорожки, приспособления для массажа ладоней. Улучшают чувствительность рук, ног, снимают спазмы мускулатуры, улучшают мелкую моторику.
  6. Бытовые тренажеры. Специальные доски с дверными ручками, крючками, защелками, кранами, выключателями, которые помогают ребенку совершенствовать бытовые навыки.

Центры для реабилитации детей с диагнозом ДЦП в России

Многих родителей волнует вопрос, где пройти реабилитацию ребенку с ДЦП. В государственных учреждениях очень часто ограничен перечень лечебных мероприятий. Нередко пройти комплексную реабилитацию в обычной поликлинике невозможно вообще. Потому многие родители обращаются в реабилитационные центры, в которых есть и опытные специалисты, и хорошее оборудование. Вот небольшой список таких клиник в России:

  • Немецкий центр реабилитации, г. Радимичи, Брянская область.
  • Реабилитационный центр профессора Севастьянова, г. Йошкар-Олы, республика Мари-Эл.
  • Институт клинической реабилитологии, г. Тула.
  • Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства.
  • Клиника детских параличей под руководством Умнова, Санкт-Петербург.
  • Центр «Огонек», Санкт-Петербург.
  • Центр «Возвращение», Санкт-Петербург
  • Детская психоневрологическая больница №18, г. Москва.
  • Кунцевский медико-реабилитационный центр, г. Москва
  • «Примавера-Медика», г. Москва
  • Российская Академия медико-социальной Реабилитации, г. Москва

На самом деле клиник и центров существует гораздо больше, и в них используются разные методики лечения. В некоторых есть возможность пройти курс бесплатно, но нередко приходится ждать в очереди. Во многих частных клиниках услуги платные. Выбирая центр реабилитации детей с ДЦП, нужно обязательно узнать о его репутации, оборудовании и методах лечения, которые там используются, результатах терапии у других пациентов.

Реабилитация детей, больных ДЦП, – это длительный процесс, который занимает годы, и родителям придется настроиться на долгий и тяжелый труд. Методики реабилитации для каждого ребенка должны подбираться индивидуально. Результаты во многом зависят от степени нарушений. Потому врач должен предупредить родителей, до какой степени могут возобновиться двигательные, речевые, интеллектуальные способности ребенка.

Лечение и реабилитация детей с ДЦП: Видео